Уроки геометрии, или Треугольники в саду

При проектировании садовых участков специалисты берут за основу планировки различные геометрические фигуры, причем как плоские (круги, квадраты, треугольники), так и трехмерные (шары, кубы, конусы и пирамиды), формируя таким образом объемно-пространственные композиции. Сочетая различные формы, они создают оригинальный сад, так как каждая из них имеет свой характер и оказывает психологическое влияние на человека. Многие дизайнеры предпочитают не использовать такую фигуру, как треугольник, поскольку в перспективе его углы представляют собой узкие (сужающиеся) маловыразительные полосы, которые достаточно тяжело заполнить растениями. К тому же все знают об «эмоциональном напряжении треугольника», связанном с его острыми углами.

Однако треугольник имеет мощное символическое значение. Он олицетворяет огонь, жизнь, возрождение и передает суть стремления к вершине. Поэтому любой предмет такой формы, стоящий основанием на горизонтальной плоскости, отражает тяготение к высшей точке. В связи с этим своей формой треугольник еще и показывает «концентрацию энергии для рывка». Помимо этого он — символ лидерства, является геометрическим эквивалентом числа 3, имеющего значение духовного синтеза, единства или соединения.

Психометрические тесты показали, что эту фигуру выбирают люди самодостаточные, нашедшие, подобно треугольнику, «единство в самих себе», устремленные к цели и способные концентрировать энергию для ее достижения. Психологами данная форма трактуется неоднозначно. С одной стороны, это соединение, восхождение вверх, достижение цели, а с другой -дискомфорт для человека, сгусток негативной энергии, переходящей в агрессию, довольно сильная напряженность, не способствующая расслаблению.

И тем не менее эта фигура бывает очень полезна и даже необходима при планировке сада, особенно тогда, когда требуется оптически расширить пространство узкого участка. Сделать это помогает введение в его структуру диагональных линий, то есть все композиционные узлы располагают диагонально по отношению к существующим постройкам и границам садовой территории, а за геометрическую основу организации пространства берутся ромбы и треугольники. Они-то и создают зрительный противовес вытянутым линиям боковых сторон. Линия, соединяющая противоположные углы участка, является самой длинной. Расположив вдоль нее ромбовидные и треугольные газон, водоем, клумбу, цветник, мощеную площадку и создав отдельные садовые комнаты, можно оптически увеличить пространство сада, причем довольно значительно. Диагональные линии помогают выигрышно распланировать сад, особенно когда существующие постройки стоят не параллельно, а под углом к границам землевладения. Также с помощью диагоналей можно сделать интересную планировку декоративного огорода или садика пряных трав. Если разделить отведенную под овощные или пряные культуры площадь пересекающимися дорожками, то получатся грядки в виде треугольников и ромбов. Обрамленные бордюром — натуральным камнем, кирпичом, плетнем, бревнышками или досками, они придают огороду очень аккуратный, ухоженный и законченный вид. При такой планировке и передвигаться, и работать становится не только комфортно, но и приятно. Говоря о диагоналях, нужно отметить, что эти линии вносят элемент подвижности в садовую композицию, делают ее более динамичной и интересной. Из-за того, что диагонали «полны движения», активны, их часто применяют в рисунке мощения. Расположив клинкерный кирпич в дорожке или тропинке по диагонали к направлению движения, можно не только получить необычную картинку, но и направить взгляд к интересным композициям и фрагментам сада. Кстати, такие линии в орнаментах дорожек оказывают непосредственное влияние на людей: поскольку они создают иллюзию движения, то побуждают человека ускорить шаг. Разновидностью диагональных линий являются различные зигзаги. Они выражают остроту, некую колкость и даже агрессивность, поэтому и воспринимаются довольно тяжело. В природе зигзагообразная зубчатая линия представлена, например, верхушками елового леса, очертаниями горных пиков. Обычно она имеет определенный ритм, читаемый в частоте и величине изломов. Геометрически правильная ломаная линия вносит в композиции порядок и динамику. Она хороша в единственном числе, как акцент, и может быть представлена очертаниями газона, мощения, цветников. Чтобы эта линия читалась и производила должный эффект, необходимо правильно рассчитать ритм излома, фактуру соприкасающихся по этой линии материалов, а также обеспечить тщательный уход, заключающийся в поддержании границ в идеальном состоянии.

Известно, что геометрические фигуры и их производные, присутствующие в пространстве сада, несут в себе определенную информацию, вызывают разнообразные эмоции и влияют на характер поведения человека. Как установили психологи, пирамиды и конусы не настраивают на отдых, расслабленность, не создают уюта. Эти формы активно помогают сосредоточиться, сконцентрировать внимание и ум, пробудить внутренние силы. Они способствуют появлению состояния напряженности, а также уединенности. Именно поэтому растения с конусовидной и пирамидальной формами кроны (туя западная ‘Smaragd’, ель канадская ‘Cуnica’, пихта одноцветная ‘Compacta’, пихта корейская, ель колючая ‘Hoopsii’ и др.) высаживаются как единичные экземпляры на открытых пространствах (газонах, партерах) с целью привлечения внимания. Они приковывают взгляд и передают радостное, воодушевленное настроение всем, кто любуется ими. По словам Дж. Саймондса, такие эмоциональные реакции возникают потому, что «на человека движение глаз вверх по граням пирамидальной формы влияет следующим образом: радует, создает ощущение достижения цели, приближения к солнцу». В целом же растения с пирамидальной кроной, будь то естественная или полученная путем стрижки форма, вносят динамику, заставляя двигаться дальше по территории от пирамидки к пирамидке. Они придают облику сада торжественную напряженность. Кроме того, они всегда доминируют в композициях, являясь акцентами, и контрастируют с шаровидными и распростертыми формами. Так, весьма эффектно смотрится группа из растений: туя западная ‘Smaragd’, туя западная ‘Golden Globe’ и можжевельник казацкий. Группа из трех растений (деревьев или кустарников) считается классической и может строиться двумя путями, но по единому принципу по правилу, кстати, треугольника. Если композиция регулярная, то используется равнобедренная фигура. В этом случае группа должна полностью обозреваться с видовой точки, а в вершину, принятую в треугольнике за главную, ставится растение-акцент. Чаще всего используют деревья с пирамидальной, конусовидной или колонновидной формой кроны. Чтобы избежать регулярности, группа может строиться по принципу неравнобедренного треугольника. Эффектны сквозистые, рыхлые варианты из трех берез или лиственниц, придающие всему пейзажу воздушность. Также создаются и разнопородные древесно-кустарниковые группы, например из можжевельника обыкновенного ‘Hibernica’, туи западной ‘Globosa’ и можжевельника среднего ‘Old Gold’.

Известно, что геометрическая форма предметов и их цвет обладают «чувственно-нравственной» смысловой нагрузкой и также эмоционально воздействуют на человека. В любой композиции форма и цвет должны поддерживать друг друга. Там, где они согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Теория цвета гласит, что треугольнику с его боевыми и агрессивными острыми углами соответствует желтый цвет. Это же относится и к ромбам, трапециям, конусам, зигзагам и их производным. Желтый цвет во всех его нюансах нейтрализует колкость, агрессивность и напряжение таких форм. В связи с этим необыкновенно радостное, приветливое, вдохновляющее воздействие производят на человека желто-окрашенные растения конусовидной или пирамидальной формы, например туя западная сортов ‘Europe Gold’, ‘Aurescens’, ‘Sunkist’, ‘Yellow Ribbon’. А треугольные формы, вычерченные на плоскости и занятые травянистыми растениями с желтой листвой (вербейник монетчатый ‘Aurea’, душица обыкновенная ‘Aurea’, мшанка шиловидная ‘Aurea’, очиток едкий ‘Aureum’, тимьян садовый ‘Doone Valley’), выглядят эффектно и помогают зрительно расширить пространство сада. К элементам треугольной формы можно отнести и стрельчатые арки. Их использование — излюбленный прием многих дизайнеров для наполнения молодого сада объемами, пока высаженные растения еще не выросли. Увитые лианами арки из различных материалов (металлические, деревянные, каменные) придают саду особое очарование. Однако стрельчатые арки несут в себе символику треугольника и также содержат «напряженность и рывок». Они обладают очень мощной динамикой и оказывают сильное эмоциональное воздействие на человека. Со стрельчатыми арками нужно работать очень аккуратно. Помня об их смысловой нагрузке, такие арки лучше использовать в ограниченном количестве и строго продуманно, чтобы не вызвать агрессию или неприязнь. Они, как и другие формы с острым завершением, способствуют медитации и поэтому будут уместны при входе в японский садик или уголок уединенного отдыха. В заключение хотелось бы сказать следующее. Зная символику, характер и влияние на человека плоскостных и объемных геометрических форм, находя их гармоничные сочетания, цветовые решения, можно создать комфортное пространство сада, созвучное ощущениям и настроению человека, для которого оно и предназначено.

Запись опубликована в рубрике Мощение дорожек. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.