Сказка Людвитсбурга

Людвигсбург открылся нам в самом конце путешествия по Европе как подарок, как сказочный сюрприз и запал в душу надолго. Этот необычный город, застроенный в стиле барокко, богат историей, славен своими гражданами, известен культурной жизнью.

Началось все с того, что в 1704 году герцогу Эберхарду Людвигу, тогдашнему правителю Вюртемберга, вздумалось построить небольшой замок. Это был не просто каприз, а дань традиции, законодателями которой были французы. Они и ввели моду на загородные резиденции, и не на простые, а с затеями -замками, фонтанами, парками и садами. Как, например, Версаль, сооруженный на зависть соседям. Франция находится недалеко от Вюртемберга и даже граничит с этой провинцией. Поэтому слухи о грандиозном дворце дошли сюда быстро. К охотничьему замку начали в срочном порядке пристраивать огромные помещения, галереи, роскошные залы, да так увлеклись, что не заметили, как «охотничий домик» превратился в самый большой дворец на территории не только Германии, но и соседней Австрии. В 18 зданиях и 452 помещениях в настоящее время размещены интереснейшие музеи: королевская резиденция, картинная галерея, музей керамики и фарфора (также самый крупный в Германии), музей моды, театр-музей и еще многое другое. Даже часть бывшей фарфоровой мануфактуры нашла достойное место во дворце. Великолепная архитектура, роспись потолков, шедевры живописи — все бережно сохранено и приближает нас к историческим событиям. Даже гиды, проводящие экскурсии, облачены в костюмы той эпохи и, не лишенные артистичных манер, вместо сухого изложения фактов по ходу повествования разыгрывают небольшие сценки из жизни знати. Не зря дворец называют «швабский Версаль».

В 1709 году, когда закончилось строительство, герцог, осознав всю мощь архитектурного комплекса, принял решение переехать туда из Штутгарта. С этого момента началось экстренное возведение города. Оказывается, еще тогда мудрые правители знали, как ускорить строительство и привлечь новых поселенцев — были изданы указы о скидках на строительные материалы и на освобождение от налогов на 15 лет для всех переселенцев. Вот бы кто-нибудь из современных чиновников взял на вооружение эту историческую информацию! Жизнь кипела — на площади Markt­platz по вторникам, четвергам и субботам велась бойкая торговля (эта традиция сохранилась до сих пор), часто проводились красочные карнавалы, венецианские мессы, а также музыкальные фестивали. В 1992 году город возродил эту традицию, и теперь раз в два года в центре разворачивается потрясающее действо, в котором принимают участие не только артисты и музыканты, но и горожане и гости города в маскарадных костюмах. Сады вокруг дворца менялись, отражая каждую эпоху, — их планировали и перепланировали, создавали и переделывали в соответствии со вкусами времени. Основатель дворца, герцог Эберхард Людвиг, повелел заложить сложный партерный ансамбль в южной части территории, а с противоположной, северной стороны задумывался террасированный сад, который так и не был закончен. Под влиянием все тех же французов параллельно с реконструкцией дворца долго и тщательно, на протяжении 18 лет, создавался сад в стиле барокко. В последующие эпохи каждый из правителей переделывал его по своему вкусу. Герцог Фредерик II даже вырыл канал на его месте, оставив от былого великолепия лишь незатейливый партер. А король Вильгельм I вообще превратил его в плодовый сад.

И только в XX веке, в 1953 году, сюда вернулись все атрибуты барокко -пышность, торжественность и причудливость форм, напоминающих нам о сложности, многообразии и изменчивости мира. Как и положено барочному саду, он расположен симметрично по главной оси дворца, великолепие которого плавно перемещается в сад-выставку, получившую название «Цветущее барокко». К дворцу ведет безупречный газон строгой прямоугольной формы. Его контуры повторяют находящиеся справа и слева длинные бордюры из разнообразных летников: белоснежная клеома возвышается над основной массой цветов, высота которых не превышает 45-50 см. Здесь и ярко-красная махровая цинния, и желтые бархатцы, и синий шалфей. Обилие этих ярких цветов создает ощущение праздника. Торжественность же придает ряд строгих тиссов ягодных, выстроенных вдоль бордюров. Ближе к дворцу расположен водоем с фонтаном посередине, берега которого обрамляют невысокие розовые и красные розы. Почти вплотную примыкая к зданию, причудливо вьются узоры из ярко-красной бегонии вечноцветущей (Begonia semperflorens) и пурпурной ирезине Линдена (Iresine lindenii), цветом и фактурой напоминающие королевскую мантию. Узоры или арабески расположены на квадратных газонных площадках, по периметру которых высажены те же тиссы ягодные, а между ними пестрят яркие красочные цветы: повторяется ассортимент бордюров с добавлением голубого кермека, синего агератума, низкорослой георгины мягкого персикового тона. Повторение одних и тех же растений создает перекличку между цветниками, а введение новых исключает монотонность. Тут же, среди бордюров из однолетников, прямо в горшках возвышаются цитрусовые. Впервые они появились в саду еще в 1759 году, выставленные на 186 каменных плитах. Тогда же герцог Карл Ойген, влюбленный во все южное, распорядился построить оранжерею на фоне водоемов и цветочных клумб. Это было неповторимое зрелище, непревзойденное по блеску и величию.

Ну и, конечно, как в любом саду в стиле барокко, не обошлось без загадочности садовых комнат и кабинетов, ограниченных безупречно сформированными боскетами.

Очень интересно взглянуть на вторую часть барочного сада, расположенную с противоположной стороны дворца, потрясающий вид на которую открывается прямо из окна одного из его залов. Поражает то, что затейливые узоры сада перекликаются с изумительной росписью потолков, витиеватой и пышной формой зеркал, делая сад продолжением дворца. Гармония — самое точное определение для дворцового комплекса, где сад немыслим без дворца, а дворец без сада. Но не только торжественность и парадность присутствуют здесь. Обширная парковая территория размером в30 гаславится разнообразными затеями, отражая забавы трех эпох. Небольшой дворец Фаворит, построенный для охоты (ведь основное здание было превращено в резиденцию), напоминает нам об охотничьих традициях, сад камней — о Японии, а настоящие немецкие виноградники не дают забыть о культуре виноделия. Парадность отступает, напоминая нам, для чего, собственно, все это создавалось — для отдыха и развлечений знати. В наше же время каждый может почувствовать себя знатным вельможей, побывав здесь. Мы видим, что барочный сад-аристократ смело соседствует с простолюдином-огородом, в котором посажены всем нам знакомые кабачки и свекла. Очень много любопытного можно увидеть, прогуливаясь по парку: птицы в клетках, неработающие качели XVIII века, темный тоннель с водорослями, бамбук в оранжерее, инсталляции в стиле модерн из странных материалов, например из бревен и велосипедов. В сказочном саду (МагсЬеп§аг1еп) почти на физическом уровне ощущается присутствие добрых и злых духов, ведьм и волшебников, а герои известных сказок встречают вас на тропинках. Некоторые из них даже рассказывают свою историю (конечно, с помощью специально встроенного механизма), но об этом как-то забываешь, погружаясь в сказочный мир. А выставка старых игрушек притягивает не только малышей, но и взрослых, всегда готовых окунуться в далекое детство. В английском парке среди огромных деревьев видны развалины старинного замка. Нельзя равнодушно пройти и мимо могучего дуба, который можно обхватить, только собравшись группой из 4-5 человек. Невольно в голову приходит мысль, что он, может быть, ровесник замка… Побывав во дворце, чувствуешь себя пассажиром машины времени, которая унесла тебя совсем в другой мир, интересный и захватывающий, но, к сожалению, не твой. И мы возвращаемся к своим делам и заботам, навсегда сохранив в душе сказку Людвигсбурга.

 

Запись опубликована в рубрике Ландшафтное проектирование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.