Районирование и акклишизация?

Существует ли в принципе потребность в районированных или акклиматизированных декоративных растениях? Посмотрим на этот вопрос со стороны конечного потребителя. Приобретая, например, плодовые деревья или кустарники, покупатель удовлетворяет в первую очередь свою потребность в еде и витаминах. И для этого ему необходимы сорта, плоды которых качественнее, вкуснее и их количество больше. Здесь преимущество районированных сортов бесспорно. Кроме того, вкладывая деньги в районированные плодовые сорта, приживаемость и потребительские качества которых в определенной степени гарантированы, покупатель рискует меньше. Упомянем и экологическую сторону вопроса. Высаживая древесные или кустарниковые культуры на придомовой территории, садовод решает экологические вопросы своего окружения. Но факт районирования сорта здесь уже не столь важен. Какие же нужды удовлетворяет покупатель, приобретая декоративные деревья и кустарники? Определенно, это эстетические потребности. И здесь возникает трудность в выборе показателей, по которым можно оценить эстетические преимущества районированных сортов. Достаточно взглянуть на ассортимент, предлагаемый торговыми компаниями, определенно выходящий за рамки Госреестра, но при этом успешно реализуемый в сезон. Это фактически демонстрирует отсутствие реальной потребности покупателей в наличии факта районирования у декоративных растений. Можно сказать, что покупатель настроен весьма толерантно по данному вопросу. Хотя, с точки зрения минимизации покупательских рисков, районирование декоративных сортов не менее важно. Существует ли потребность в районированных сортах у производителей? Отечественный рынок посадочного материала, в частности, его производственный сектор сегодня активно растет и крепнет. В течение2011 г. состав АППМ пополнился новыми участниками, в 1,8 раза превысив предыдущий. На декабрь2011 г. АППМ насчитывает 77 российских питомников, специализирующихся на производстве посадочного материала, которые, по сути, и являются потенциальными потребителями районированных сортов в сегменте В2В. Спрос производителей заключается в их интересе минимизировать производственные и финансовые риски за счет формирования ассортимента для выращивания и доращивания растений сортов, которые характеризуются минимальным выпадом. Таким образом, спрос на районированные растения со стороны производителей очевиден. Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что для декоративных растений факт районирования не столь показателен, когда речь идет об удовлетворении нужд конечных потребителей. Отсутствие интереса у покупателей к данному факту, так или иначе, оказывает влияние и на производителей, понижая их мотивации быть участниками процесса районирования. Однако и для производителя, и для конечного потребителя очевидны экономические выгоды, связанные в обоих случаях со снижением финансовых и промышленных рисков. И в этом случае компромиссным и весьма доступным выходом становится акклиматизация сортов, районированных на других территориях, без обременения в виде глобальных научных исследований в области селекции. В сложившейся ситуации активными участниками процесса акклиматизации выступают отечественные производители посадочного материала. Потребность в зеленом товаре, приносящем эстетическое удовлетворение, очевидна. А для предпринимателя было бы недальновидным не удовлетворять спрос при его явном наличии. При этом акклиматизация включает определенные гарантии качества товара, в котором нуждаются покупатели. В этих обстоятельствах она представляет собой своеобразную высококачественную «финишную доводку» товара, востребованную конечными потребителями.

Тем не менее, учитывая промышленные масштабы питомников, специализирующихся на акклиматизации, в частном промышленном секторе аккумулируется бесценный пласт информации, имеющий отношение к вопросам отечественной селекции, процессу районирования и т. д. На протяжении всего цикла доращивания агрономы питомников наблюдают за ростом растений, собирая информацию по весьма обширному и востребованному сортовому набору. В конце2011 г. был проведен небольшой опрос. Питомникам, участникам АППМ, задали вопрос: «За какими сортами в питомнике ведется наблюдение на предмет зимостойкости?» — с просьбой указать количество. Ответили 18 питомников весьма различных «весовых категорий». Из анализа ответов следовало, что в среднем в питомниках под наблюдением находятся от 5 до 40 сортов, отличных от перечня, представленного в Госреестре. К сожалению, эти данные нельзя назвать показательными ввиду недостаточного количества опрошенных, но даже они демонстрируют потенциальные возможности расширения списка.

Совокупность и обработка подобных данных от отечественных питомников действительно представляет весьма обширную базу для научной деятельности в области селекции и районирования. Дополнительные затраты, которые могли бы появиться и пойти вразрез с коммерческими интересами производственных компаний в ходе совместных с научными учреждениями действий, не должны возникнуть, если те же самые наблюдения, проводимые в питомниках, формализовать, а сбор систематизировать в соответствии с заданием научных институтов.

А пока успешно зарекомендовавшая себя на отечественном рынке акклиматизация обеспечивает нужды потребителей, принося выгоду производителям и являясь составной частью в развитии процесса районирования.

Запись опубликована в рубрике Ландшафтное проектирование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.