Дворцовый комплекс Хэмптон-Корт

Расположенный в Лондоне монументальный дворцовый комплекс Хэмптон-Корт, известный прежде всего как бывшая резиденция могущественного короля Англии Генриха VIII, в первую неделю июля каждого года становится местом паломничества тысяч и тысяч любителей и профессионалов садового дела, приезжающих со всего света на красочное цветочное шоу. В составе небольшой группы «ландшафтных туристов» из России автору также представилась возможность побывать на этом садовом празднике.

В прошлом году вновь подтвердилось, ставка в Хэмптон-Корте по  существенно отличается от своей знаменитой предшественницы, проводимой в Челси. Приходилось слышать такое сравнение, будто бы на шоу в Челси обычно представлены сады «от кутюр», а в Хэмптон-Корте -«прет-а-порте». Это не так, поскольку на обеих выставках наряду с образцами высокого ландшафтного искусства, удачными разработками свежих идей и находками новых приемов можно встретить и весьма посредственные дизайнерские работы, включая и плагиат. Кроме того, на шоу во дворце Хэмптон-Корт стала уже традиционной номинация «Концептуальные сады». Нет, разница двух этих грандиозных мероприятий в другом: очевидно, после Челси «дизайнерский» голод у посетителей бывает уже несколько утолен и они приезжают в Хэмптон-Корт не столько наслаждаться лицезрением садов, сколько покупать растения, благо торговля ими здесь в отличие от весенней экспозиции идет полным ходом.

Кроме того, у летней выставки в существенной степени проявляется «огородный» тренд. В этот раз большое внимание уделялось проекту под характерным названием «Съедобный сад». Да это и не удивительно, ведь июль в Англии — пора сбора урожая многих культур. Поэтому если на показе в Челси растением года всегда выбирают какой-нибудь интересный новый сорт цветочного однолетника, многолетника или даже кустарника, то в Хэмптон-Корте — что-нибудь более утилитарное, например чеснок сорта ‘Ферма’, как в этот раз. Выставочных садов ныне поубавилось, их было представлено 37 против 44 в прошлом году. Как и в случае с Челси, виноватым принято считать недавний финансовый кризис. Сохранились только 4 категории садов: большие (или шоу), малые, концептуальные и специальная номинация — «Сады английских поэтов». Исчезла категория экологически устойчивых садов. Наверное, потому, что проектов такого рода стало много в каждой из оставшихся категорий и выделять отдельную номинацию нецелесообразно. Компетентная судейская коллегия оценивала весь набор очень неравнозначных больших и малых садов по 5 критериям, при этом основное внимание уделялось актуальности заявленной темы и полноте ее раскрытия. Кроме того, учитывали общее впечатление от сада, дизайн реализованного проекта, его конструктивные особенности и оригинальность растительного наполнения.

По мнению судей, наиболее удачным в категории шоу-садов оказался проект под названием I am, because of who we are, созданный Каролиной Комбер в соавторстве с Петрой Хорачковой. Идейный смысл просторной и легкой композиции заключался в объединении усилий людей разных национальностей и вероисповеданий на пути к созданию более гармоничного мира. В основе проекта — редко рассаженные молодые деревца березы, объединенные плотными круговыми посадками куртин различных многолетников: наперстянки, оноклеи, роджерсии, щучки, ковыля, бадана, молочая, тиарки и других трав. Для усиления структурности композиции в нее включены круглые и дугообразные элементы, выполненные из ржавого стального листа.

Природную тему, отчасти условно, продолжает еще один из больших садов. Это творение команды молодых дизайнеров под руководством известного ландшафтного мастера Криса Бердшоу называется The Stockman’s Retreat. Обозначенное в названии уютное жилище фермера стоит на границе луга и леса под сенью древесных крон. Дорога к нему проходит между уложенных всухую каменных стенок, за которыми начинается разноцветное буйство цветущих трав, таких как яркие лилейники и тысячелистники, монарды и шалфеи, гелениумы и эхинацеи. В таком саду, вероятно, не отказались бы пожить многие посетители выставки, поскольку этот проект заслуженно получил приз зрительских симпатий.

В числе дюжины масштабных шоу-садов были очень разные, в том числе забавные и неоднозначные проекты. Так, к примеру, довольно известный в нашей стране ландшафтный мастер Дэвид Домони порадовал экспозицией, поименованной The Naked Garden («Обнаженный сад»), где в огромных стеклянных призмах рядочками были выставлены разные растения с отмытой корневой системой. А пестрый цветочный сад дизайнера Джилл Фоксли Control the Uncontrollable, название которого легко переводится как «Контролируй неконтролируемое», явился клоном прошлогоднего сада того же самого автора, поддерживаемого одними и теми же спонсорами. И здесь и там огромные розовые водопроводные краны извергали берущиеся из ниоткуда прозрачные струи воды. Стоит ли описывать реакцию посетителей, узнающих, что и прежний, и нынешний сады посвящены одной теме -привлечению внимания к проблеме недержания.

В номинации малых садов, представленной 11 довольно симпатичными проектами, главный приз справедливо присудили саду Heathers in Harmony («Верески в гармонии»). На самом-то деле верески я заметил не сразу, хотя были они везде, — все внимание сначала привлекла объемная структура сада, он оказался притопленным, его нижняя терраса, уставленная легкой садовой мебелью, была опущена на1,5 мниже уровня земли. А потом обнаружились и верески, вернее, эрики разных видов и сортов, которые ровными квадратами устилали вертикаль стены, выступающей зеленым фоном для всей композиции.

В этой категории запомнились также аккуратный сад The Potential Feast, изысканный обеденный кабинет в окружении кулинарных посадок, оформленный вьющимися и ампельными растениями и модными вертикальными панно из пряных трав, а также близкий ему по духу проект The Burgon и Ball 5-A-day Garden, демонстрирующий эффективное использование пространства малого сада.

В категории «Сады английских поэтов» было представлено 6 проектов, выполненных по мотивам творчества Байрона, Шелли, Киплинга, Кэрролла, Вордсворта и Китса. Судьи признали лучшим сад дизайнера Бэрри Чамберса, вдохновленного поэмой Джона Китса «На море» (On the Sea). Мы видим галечниковый пляж и огромную известняковую скалу с аркой грота. В сонете 21-летнего романтика Китса воспевается очищающая и возвышающая сила морского простора, освобождающая душу человека от мирской суеты. В саду же высится гигантский белый утес, подавляющий собой все окружающее пространство. На мой субъективный взгляд, проекты My Boy Jack и даже Mont Blanc с гротескным Монбланом в центре удачнее попадали в тему и выглядели более живописно.

И наконец, в номинации «Концептуальные сады» наиболее выдающимся был назван самый, по-моему, странный проект Landscape Obscured дизайнера Дэна Лобба. Представьте себе огороженный квадрат плохонького газона, по периметру которого установлены 8 железных ящиков с дырочками, в которые всем желающим предлагается посмотреть. И увидеть там удивительный подземный сад грибов. Но этот чудесный «скрытый ландшафт», очевидно, дано увидеть не каждому. Я, например, с трудом разглядел в полутемном окуляре подземного перископа лишь смутные очертания небольшой кучки каких-то поганок, прячущихся во мху. Вот сад Excuse me while I kiss the sky, где в окружении небесно-голубых агапантусов над головой посетителей висели перевернутые горшки с растениями и серебряная садовая утварь, показался мне более веселым и концептуальным. А впрочем, на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. И что-то любопытное и поучительное для себя на шоу в Хэмптон-Корте может найти каждый.

Запись опубликована в рубрике Ландшафтное проектирование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.