Аллея в саду

С возвращением популярности масштабных землевладений, среди классических приемов оформления загородных резиденций или усадеб мы все чаще можем встретить такой, как аллея. С одной стороны, ландшафтные архитекторы возрождают традиции русского садово-паркового строительства, а с другой — стараются по-новому взглянуть на этот хорошо знакомый элемент.
Аллейные посадки — один из распространенных приемов в ландшафтной архитектуре. Как зафиксировано в дошедших до нас источниках, впервые они появились еще в садах древней цивилизации Египта. Центром композиции тех садов всегда являлось главное здание, например, храм, вокруг которого располагались бассейны, аллеи из пальм, цветники и открытые павильоны для отдыха, причем все элементы подчинялись определенному ритму. Сады Индии и Персии также отличались строгой геометрической организацией пространства. Основой их планировки был «чор-бак» — четыре квадрата, которые разделяли дорожки, пересекающиеся под прямым углом. Образовавшиеся площадки, в свою очередь, делились таким же образом на еще более мелкие квадраты. Пространство между ними заполнялось древесными группами, прудами или цветниками. Особенной популярностью в аллейной посадке пользовались величественные платаны, обладающие раскидистой тенистой кроной. Городские сады Древней Греции также не были исключением, здесь рядовыми посадками оформляли территорию вдоль дорог. Но настоящего расцвета садово-парковое искусство достигло в Древнем Риме. Именно тогда в ландшафте появились перголы и крытые аллеи, стала применяться топиарная стрижка. Несмотря на то, что позднее, в Средневековье, многие приемы садово-парковой архитектуры были позабыты, аллеи и тогда нашли свое применение в монастырских садах, носивших преимущественно утилитарный характер. Эпоха Возрождения в Европе ознаменовалась зарождением стиля барокко, когда сад являлся продолжением дворца, располагавшегося на главной оси симметрии и занимавшего центральное положение в композиции. Дорожки в период раннего Возрождения проектировались, как правило, узкими и короткими. Со временем итальянские сады увеличивались в размерах, что отразилось и на планировке. Аллеи тогда приобрели важное значение, уже не просто соединяя между собой разные части сада, а объединяя их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по территории в направлении наиболее интересных объектов. Широко использовались стриженые формы растений, а также раскидистые дубы и платаны, иногда кипарисы. Из Италии барокко перекочевало во Францию и со временем оформилось в отдельный стиль, называемый французским классицизмом, переняв многие черты своего предшественника, в том числе и прием использования аллейных посадок.
Известно, что без этого элемента садово-паркового искусства не обходился ни один русский усадебный парк.
Узкие липовые аллеи были одной из самых характерных его черт и придавали ему загадочное очарование. Нигде больше в Европе липы не сажали так плотно, отчего аллеи были действительно темными и прохладными. Прямые и узкие, они простирались от дома на внушительные расстояния, при этом деревья обычно не подвергались стрижке. Делалось это еще и для того, чтобы создать приют для певчих птиц.
Таким образом, можно смело сказать, что история применения аллей в садово-парковом искусстве насчитывает тысячелетия, и появились они, как только человек стал задумываться о преображении окружающей среды согласно своим потребностям, руководствуясь при этом не только утилитарными соображениями, но и своими эстетическими предпочтениями. Не утратили аллеи своей значимости в ландшафтной архитектуре и в современном мире, являясь одним из основных приемов планировки, как частных, так и городских садов. Аллея — это прямая прогулочная или подъездная дорога, обсаженная с двух сторон деревьями, а иногда и кустарниками. Декоративный эффект заключается в подчеркнутом углублении перспективы, в особом чередовании света и тени, обусловленном ритмикой посадки растений. Размещают их преимущественно в регулярных частях сада, рядом с партерными пространствами, создавая систему ориентированных осей и позволяя направлять взгляд в сторону наиболее привлекательной композиции. Поэтому виднеющаяся в дали «цель», к которой интересно двигаться, будь то здание, фонтан, скульптура или водоем, является важным аспектом при создании аллеи. Нередко такие посадки используют для разделения открытых пространств или скрывают с их помощью неприглядные постройки, близко расположенные соседские дома. А если вытянуть аллею вдоль забора, но не вплотную, а оставив пространство для других растений, можно зрительно придать объем данному фрагменту посадок. Правильно расразмещенные линейные посадки благотворно влияют на микроклимат участка, защищают территорию от ветров и отбрасывают тень, так необходимую в часы летнего зноя.
К деревьям, высаживаемым в аллеях, применяются строгие требования. Они должны быть максимально похожими друг на друга, т.е. обладать одинаковыми параметрами: высотой, шириной кроны, обхватом и высотой штамба и, разумеется, относиться к одному виду и даже сорту. Только при таком подходе можно добиться желаемого эффекта. А если вы хотите получить полноценный результат в максимально короткие сроки и не стеснены в средствах, рекомендуется использовать крупномерный посадочный материал. Для достижения особой парадности используются различные варианты стрижки, кронам деревьев придают кубическую, шаровидную или коническую форму. Лучше всего высаживать местные породы, обладающие более или менее равномерным ростом и характеризующиеся долгим сроком жизни. Так, в нашей полосе удачнее всего использовать липу, клен, дуб, каштан или березу. Устойчивое впечатление ритмичности возникает при повторении 5-8 посадок в ряду. Воздействие нарастает с увеличением количества элементов, но до определенного предела, после которого приходит ощущение монотонности. Поэтому для оживления картины в длинных аллеях в композицию включают фонтаны, скульптуры, в разрывах между деревьями организуют площадки.
Оптимальный шаг посадки деревьев в ряду составляет от трех до семи метров: именно это расстояние наиболее благоприятно для роста и развития саженцев. Чтобы создать открытую, светлую аллею, требуется располагать растения разреженно, при этом с их развитием кроны не сомкнутся, и вид на прилегающие пейзажи не будет скрыт. При более плотной схеме, когда кроны соединяются, образуя своеобразный коридор или даже купол, аллея получается более тенистой, а взгляд скользит вдоль оси движения. Еще одна разновидность оформления дорожки — это берсо. Эта конструкция с наличием арочного свода является традиционным приемом декорирования французских садов начиная с XVIII в.
По функциональному назначению аллеи бывают прогулочными и подъездными, при этом подбирается соответствующая ширина дорожного полотна. Например, для движения легковых автомобилей его ширина должна быть не менее 3,5 м, а комфортная пешая прогулка предполагает ширину от 1,2 м. Аллея может быть и из нескольких частей: так, в Павловском парке она состоит из трех полос, а ее общая ширина равна 70 м. При проектировании необходимо учитывать соразмерность данного элемента общей территории сада и других составляющих его элементов. Поэтому не стоит создавать узкие короткие аллеи на больших пространствах или, наоборот, масштабные — на участках незначительного размера. Аллей в саду может быть несколько, и располагаться они могут как параллельно, так и пересекаться под разными углами, создавая площадки, или расходиться лучами.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.