Ландшафтный дизайн сада

В конце мая в лондонском районе Челси в очередной раз состоялась грандиозная выставка ландшафтного дизайна и цветоводства, традиционно собирающая несколько сотен тысяч посетителей — любителей и профессионалов садового дела со всего мира. В этом году Королевское общество садоводов, созданное в Англии более 200 лет назад, устраивало свое цветочное шоу уже в 89-й раз.

Многие из тех кто однажды побывал на Челси, стремятся попасть туда еще- настолько притягательна атмосфера всеобщего садового праздника. Безусловно, при знакомстве с экспозицией каждый может почерпнуть что-то интересное и полезное для себя. Но при этом надо понимать, что каждый сад на «Челси» — это в первую очередь арт-объект, искусная инсталляция, где одновременно бушуют красками растения, сроки цветения которых в реальности могут разделять несколько месяцев.

Выставочные сады, как и раньше, были представлены в четырех категориях. Первые две — «Большие шоу-сады» (The Show Gardens) и «Городские сады» (Urban Gardens) меньших размеров — являются уже достаточно традиционными. В номинации Generation Gardens, представленной четырьмя садами в закрытом Большом павильоне, демонстрировались палисадники, а новая – категория Artisan Gardens была призвана показать сады ремесленников, причем при их оценке жюри особенно отмечало использование натуральных и экологически безопасных материалов.

На создание небольших выставочных садов отпускается короткий срок в 10 дней, и только на шоу-сады размерами 10 х 22 м выделяется три недели.

В этом году садов было представлено меньше, всего 36 против 40 в прошлом и почти 50 в предыдущие. Однако качество и тематический настрой представленных проектов свидетельствуют о том, что кризис начинает постепенно преодолеваться: в садах все больше элегантности, стиля и достоинства. Общее впечатление о представленных на «Челси» садах можно выразить следующим образом: большинство композиций довольно яркие, концентрированные, «плотно упакованные». Стилистически более взвешенные и сбалансированные, менее эклектичные, чем на прошлогоднем шоу.

Говоря о колористических предпочтениях в подборе посадочного материала для выставочных проектов, стоит, пожалуй, отметить преобладание богатой розово-пурпурно-фиолетовой гаммы оттенков в сочетании с неизменными серебристыми, а также желтоватыми тонами. Ботаническое разнообразие используемых в экспозициях видов и сортов, как всегда, довольно велико. Среди наиболее популярных многолетников можно назвать шалфеи, астранции, маки, ирисы, тысячелистники, аквилегии, наперстянки, коровяки, манжетки, а также злаки и зонтичные: купырь, дудник, фенхель. Кстати говоря, лучшим новым растением этого года на «Челси» была выбрана изящная анемона гибридная ‘Wild Swan’ с крупными нежно-белыми цветками, украшенными широкими сиреневыми мазками на обратной стороне лепестков. На нынешнем лондонском шоу вполне актуальными оставались темы экономии природных ресурсов и бережного отношения к представителям животного мира. Выход видится в более широком использовании в дизайне цветников и растительных композиций разных видов природной флоры, привлекательных для пчел, шмелей и бабочек, например скабиозы, тимьяна, бодяка и дудника, наперстянок и различных луков. Сохранились во многих выставочных проектах и специальные аккуратно оформленные убежища для насекомых и мелких животных — уютные «квартирки», набитые резаной соломой, кусочками коры или пучками сухих стеблей. А теперь о победителях конкурса. Первое место в главной номинации шоу-садов уже в третий раз подряд было присуждено саду The Daily

Telegraph Garden. Автор нынешнего проекта, дизайнер Клив Вест (Cleve West), заслужил репутацию мастера инновационных ландшафтов. Бывший ученик знаменитого Джона Брукса создал свой сад под впечатлением живописных руин древних ливийских построек. Лучшим садом в категории городских садов был выбран проект Winds of Change, причем эти самые «ветра перемен» в нем были сакрального уединения и очищения не только тела, но и души. Значительная часть выставочных проектов в той или иной степени эксплуатирует популярную сейчас тему сенсорных садов. В широкой трактовке это сады, активно воздействующие на все чувства и ощущения человека, что вообще-то свойственно любому удачному проекту. В более узком, конкретном смысле сенсорными принято называть такие сады, которые призваны компенсировать недостатки восприятия природного окружения людьми с отсутствием слуха или, например, с потерей зрения за счет усиления влияния на другие органы чувств. Так, например, в саду RNIB Garden, спонсором которого выступал Королевский национальный институт слепых, дизайнер Поль Хервей-Брукс максимально использовал материалы и растения с выразительными тактильными качествами. Это шершавые камни подпорных стен, гладкие стволики березы полезной, фактурная листва буков, роджерсий представлены буквально — с помощью установки нескольких промышленных вентиляторов, а может быть, и ветряных электрогенераторов. Самым забавным оказался сад, победивший в номинации садов ремесленников. Этот проект корейского ландшафтного дизайнера Джихае Хванга назывался Hae-woo-so, что обозначает традиционный корейский туалет. Установленный в глубине сада туалет у корейцев, оказывается, всегда олицетворял место и папоротников. Деревянная стенная панель рядом со скамьей оформлена блестящими выпуклыми буквами азбуки Брайля для незрячих. Белые и пурпурные, золотистые и фиолетовые цветовые пятна, образуемые растениями в посадках, различимы для слабовидящих людей. Этот яркий и контрастный саде журчащим водным источником будет впоследствии перевезен и собран в детском лечебном центре в Ковентри. Еще один номинируемый на выставке городской сад Doncaster Deaf Trust Garden представлен фондом, занимающимся проблемами глухих. Он, выражаясь современным языком, представляет собой релаксационно-коммуникационную зону при колледже. Здесь в сформированных с помощью современного конструктива и растительных посадок своеобразных зеленых комнатках слабослышащие дети и их преподаватели могут свободно общаться, сидя на скамьях лицом друг к другу.

Поиск новых средств выражения образа сада, его настроения и путей воздействия на публику приводит к использованию в дизайне выставочных садов оригинальных стаффажных форм, концептуальных арт-объектов, а также динамических элементов. Апофеозом мобильности стала удивившая всех парящая платформа чечевицеобразной формы, периодически поднимаемая краном над водным садом Irish Sky Garden. В создании этого садового аттракциона помимо дизайнера Диармуда Гэвина принимал участие и оскаровский лауреат Ричи Бэнхем, постановщик визуальных эффектов в нашумевшей ленте «Аватар». Кстати говоря, именно этот сад завоевал главный приз зрительских симпатий. Выставка завершила работу. Остается обсуждать увиденное, подводить итоги и… ждать очередного шоу садов на «Челси-2012». Ведь «Челси» — это действительно праздник, а праздники никогда не кончаются.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.